МосАртШкола

+7 (495) 201-65-91

info@mosartschool.ru

Сергей Гапанович о своем арт-проекте "Долина зацев" 

Источник: АртУзел

В 2018 году под Петрозаводском начал появляться уникальный арт-объект – скала, на которой вырезаны силуэты множества зайцев. На данный момент работа над ним в самом разгаре. Сергей Гапанович, скульптор, прямо сейчас вручную вырезает очередного обитателя «Долины зайцев»  на отвесном склоне. Портал АртУзел поговорил с Сергеем об этой работе, о зайцах и о будущих творческих планах. 

Кроме того, что Сергей развивает свой проект, он проходит обучение в МосАртШколе на коучинговой программе "Ваш вход в мир искусства"

Аля Грач: Расскажите о своем проекте немного. Почему именно зайцы? Сколько их сейчас? Как «Долина зайцев» вообще появилась?

Сергей Гапанович: Там на самом деле столько версий, что я уже запутался, но каждая из них правдивая. Я хотел попробовать что-то новое, что-то более сложное и масштабное. Также мне было интересно, как поведет себя «живой камень». Есть много идей более сложных проектов со скалами, но начать решил с чего-то попроще. 

И благодаря этому, казалось бы, простому проекту мы не только привлекаем внимание к экологии, но и запускаем поток туристов, показывая, что искусство может быть и таким. Хотя наш «Пенсионерский союз художников» считает, что это не искусство, но это нормально. Они просто привыкли ставить бюсты по всему городу за бюджетные деньги республики. 

Я создаю некий прецедент. Такого еще не было, чтобы кто-то взял и без помощи властей что-то начал делать. От республики мне нужно было только согласование. Денег я у них не просил и не прошу до сих пор - проект некоммерческий и создается он при помощи благотворителей из народа. Они вносят небольшую сумму денег на развитие «Долины», а получают взамен одного из тысячи зайцев. Каждый конкретный заяц закреплен за определенным человеком, с помощью личного номера ушастого. 

А.Г.: На что уходят эти деньги?

С.Г.: Покупка инструмента, расходников, горюче смазочного материала, зарплата наемных сотрудников. Я сам ничего не получаю. Скорее, даже трачу. 

А.Г.: К вам ведь могут в «Долину» желающие приезжать волонтерами? Помогать? 

С.Г.: Да, но по факту никто не едет. Это ведь тяжелая физическая работа. Я сейчас жду весны, буду заказывать технику, убирать все камни, что мы скидывали вниз во время работы. И на этом проекте работаю не только художником, если это можно так назвать, но и прорабом, строителем, камнетесом, менеджером, криейтором. Уверен, весь этот опыт пригодится в следующих крупных проектах. 

А.Г.: А почему именно зайцы?

С.Г.: Изначально был другой проект, но я побоялся - не было никакого опыта работы с «живым камнем». А так как все это место взрывалось, измельчалось, когда между скалами прокладывалась дорога, работа осложняется трещинами. Я изначально решил максимально упростить проект, чтобы посмотреть, как ведет себя материал. В будущем я планирую более сложные истории, но на более спокойных скалах.  

А почему именно на зайцах остановился? Да, в свое время меня замучили вопросами на эту тему. Почему не медведь? Не волки? Не кто-то еще? По-моему, заяц - уникальное животное, которое можно нарисовать по-разному. Бежит, сидит, прыгает, у него много поз, которые он может принять. А возьми, к примеру, медведя: это же будет прямоугольник с четырьмя лапами и больше ничего. 

Мне нравится объяснение моей знакомой Милы Бузовой, которая говорит, что образ зайца точно появился неспроста: «Во многих культурах заяц, как фольклорный персонаж, был провокатором.  Он не знает границ, не видит их и идёт сквозь все ограничения. Можно вспомнить кровожадных заек из средневековых бестиариев, зайцев из русских сказок, всем известного Братца Кролика… Так же, как все эти герои, художник как будто не знает социальных, нормативных и бюрократических ограничений. Делая своё дело, он довольно легко преодолевает все перипетии, которые другого остановили бы ещё на этапе формулировки самой идеи. Неосознанный выбор оказался точным автопортретом».

А.Г.: А сколько всего сейчас уже готовых зайцев? 

С.Г.: Сейчас? Триста с копейками.

А.Г.: То есть уже больше трехсот, а планируется тысяча? 

С.Г.: Да, изначально я планировал тысячу, но их будет больше. В будущем кроме зайцев на скале будут и другие образы. Думаю, я займусь этим летом их внедрением.

А.Г.: А кого вы хотите подселить к зайцам?

С.Г.: Будет несколько интересных животных от компаний партнеров. Будет Вася Карп - это динозавр. Еще я хочу парочку крокодилов. Идей-то много, но надо смотреть, куда и как. Ты начинаешь думать, как их красиво разместить на скале, но это не всегда получается как задумано, так как на скале большое количество трещин. 

А.Г.: Обычно проект имеет свое начало и конец. Какой момент вы считаете именно началом? Момент принятия решения или появление первого зайца? А когда предполагаете завершить? 

С.Г.: Все-таки с того момента, когда началась работа, если не ошибаюсь, в апреле 2018. В апреле я сделал первого и сразу понял, что это будет тяжелый проект. А концом будет появление на скале зайца под тысячным номером. Этот день все увидят по телевизору, так как четыре федеральных канала хотят приехать и заснять этот момент. А на следующий день после этого я хочу залезть на скалу напротив с бутылкой коньяка и слегка на***[Напиться – прим.ред]

___________________________________________________________________________________________________________________________

Полное интервью читайте на artuzel.com.

info@mosartschool.ru

+7 (495) 201-65-91