МосАртШкола

+7 (495) 201-65-91

info@mosartschool.ru

Татьяна Черниговская о том, почему только искусство может спасти от новых технологий


Нейролингвист, профессор СПБГУ и номинант премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» Татьяна Черниговская на лекции, организованной лекторием «Слушай сюда», объяснила, почему в эру суперкомпьютеров людям нужно обратить внимание на искусство. «Собака.ru» записала все самое интересное, а мы постарались максимально коротко пересказать самое главное. 

Новая реальность человечества

Люди оказались в другом типе цивилизации, и это уже неоспоримый факт. История развивается и разгоняется. Мы многое пережили: раньше ездили на осле, на лошади, потом появились брички, машины, самолеты и ракеты. Но все это – не более, чем ускорение, мы же оказались в мире, в котором рухнули все ориентиры - правда и ложь смешались, грань между реальным и цифровым миром все более тонкая. Например, холодильник уже сам понимает, что сыр закончился и надо его купить. Человек уже не участник этого пира. 

Человек растерянный

В самое ближайшее время (не 10 или 20 лет, а около 3) множество профессий исчезнет - все будет беспилотно летать и ездить, станут не нужны адвокаты низкого уровня, бухгалтеры. Чем займутся эти люди? Полагается отвечать, что тут-то они и займутся креативной деятельностью. Трудно представить, что они начнут писать сонеты, скорее сопьются.

Раньше был человек читающий, потом пишущий, а теперь появился homo confusus - растерянный. Этот человек не знает куда попал и что ему делать. Если бы мы делали программы, которые выполняют тяжелую работу, то это было бы понятно, но люди пытаются повторить себя в силиконе. Зачем? Мы взяли гигантскую скорость, но куда мы спешим? Съесть всю еду? Выкачать из недр земли все полезные ископаемые? Эти вопросы либо не ставятся, либо на них нет ответа.

Все стало размыто. Люди – как дети, к которым из каждого утюга несется: «Ты этого достойна». А достойна она лосьона, чтобы чистить нос – правильно, его только она и достойна. Говорят, что нужно быть сильнее всех, у тебя должны быть острые локти и сильные кулаки. А как человеку после всего этого приходить на уроки литературы и читать Чехова, Тургенева? Реальный мир с тем, чему его учат, не имеет ничего общего. 

Очевидно, необходимости в силиконовых копиях нет, есть в человеке, к которому можно выговориться. Если мы все еще не полностью спятили, то должны обратить внимание на музыку, литературу. На все мягкое, что не исчисляется, чем меньше формул, тем лучше. У нас есть одна надежда — не потерять другие возможности, которых у машин нет.

                                                         

Зачем нужно искусство

Раньше везде писали, что наука и искусства - две полярные истории, которые никак не пересекаются. Но давно известно, что это не так. 

Переиграть цифровой мир, в котором мы сейчас находимся, невозможно. Соревноваться с суперкомпьютерами невозможно - они не устают, у них не болит голова и не меняется настроение. Другая дорога - искусство. Открытия в науке происходят примерно так же, как и в художественном мире - автор гуляет по полю, смотрит на бабочек и тут все понимает. Конечно не о бабочках, а о том, что занимает все его мысли. Гениальные изобретения делаются на досимвольном уровне, на правополушарном поле.

Известно, что Эйнштейн играл на скрипке. Играл он ужасно, но оставить это занятие никак не мог. Это было переключение мозга на другой режим работы. Недавно мозг ученого исследовали на томографе. Ученые пришли к выводу, что с таким мозгом не быть гением он просто не мог. Дело в том, что это постоянное переключение между логикой и творчеством натренировало его мозолистое тело мозга (та часть, которая отвечает за коммуникацию правого и левого полушарий) на столько, что оно стало на много больше, чем у среднестатистического человека. Благодаря этому, у него было широкое ассоциативное поле и способность смотреть как бы в другие пространства. 

Есть ли музыка без человека?

Однажды я спросила у математика и пианиста Людвига Фаддеева: «Если людей нет, то музыка есть?» Она ведь не в ушах, а в голове: если мы будем играть симфонию Моцарта комару, то ему от этого ни холодно, ни жарко, хотя физически он ее услышит. Для прослушивания музыки должен быть натренированный мозг, который способен понимать, что это значит. Тогда Фаддеев сказал, что музыки не будет. А будет ли математика, когда исчезнут люди? Он ответил, что не будет и ее.

То есть, если у людей не будет навыка, который поможет воспринимать окружающий мир, то этот мир перестанет быть таким разнообразным. Останутся только внешние параметры: длина, ширина, высота, вес, цвет...

Чем опасен только логический подход?

В самой логике нет ничего плохого, но если уходить в крайности, то можно лишиться новых знаний, которые мы можем черпать из мира. Есть виды информации и типы знаний, которые в компьютерную модель не уложатся никогда – бесполезно их туда пихать. Мы не в состоянии вообразить ничего более сложного, чем мозг: около ста миллиардов нейронов, каждый из которых может иметь больше 50 тысяч связей с другими частями мозга, страшная нейросеть, которая все время меняется и образует новые связи. Восприятие чего-либо — активное извлечение знаний из внешнего мира.

Старухи процентщицы никогда не было, Наташи Ростовой никогда не существовало, фильмы - это набор пикселей. Чего переживать? На нас влияют вещи, которым не обязательно реально происходить, еще и непонятно, что важнее.

Почему нет разницы между наукой и искусством?

Я не вижу разницы между наукой и искусством, потому что это все делает человеческий мозг – он просто переключается из одного состояния в другое. Искусственное это сделать не может. Только власти могут заявить: «Планируйте открытия на ближайшие пять лет» – ну это анекдот. Или когда я работала в РАН в конце 1970-х, сказали: «Напишите план научной работы до 2000 года». Мы тогда считали, что такой год вообще никогда не наступит, или мы уже загнемся к тому времени. Открытия не сваливаются на голову, это не завод.


info@mosartschool.ru

+7 (495) 201-65-91