ШКОЛА НОВЫХ ПРОФЕССИЙ В ИСКУССТВЕ

info@mosartschool.ru

+7 (495) 201-65-91

АВТОРСКИЙ ОНЛАЙН-КУРС "ЗОЛОТОЙ ВЕК ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОГО КИНО"

Кино Восточно-Центральной Европы – это совокупность кинематографий бывших социалистических государств, где в силу различных обстоятельств сложилась особая эстетика, отличная от западноевропейской. Вместе с тем каждая из этих кинематографий обладает ярко выраженными характерными чертами. Речь идет не только о таких странах, как Венгрия, Польша и Чехословакия, которые славятся своим кино, но также о Болгарии, Румынии, ГДР и Югославии, менее известных, с кинематографической точки зрения. 

Выявив истоки кино в этих странах, предлагается сосредоточиться на времени расцвета в них киноискусства – 1950-70-х гг. и таких явлениях, как «польская киношкола», «чехословацкая новая волна», «югославская черная волна»... Надеюсь, прослушав этот курс, слушатели убедятся в том, что восточноевропейское кино – не второстепенная страница кинопроцесса, а одно из интереснейших явлений мировой культуры.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ К ПРОСМОТРУ ВИДЕО!

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ ЧЕК-ЛИСТ КУРСА БЕСПЛАТНО

Преподаватель

Денис Вирен

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, член Гильдии киноведов и кинокритиков России, автор статей и переводов в журналах «Киноведческие записки», «Искусство кино», «Вопросы театра», «Иностранная литература», «Сеанс» и интернет-изданиях «Кинопоиск», «Cineticle», участвует в организации кинофестивалей и ретроспектив в России и Польше, автор российских программ для ряда польских фестивалей (ANIMATOR, ZUBROFFKA и др.), переводчик фильмов, научной и художественной литературы с польского на русский (в 2017 году в его переводе вышла книга Кшиштофа Занусси "Как нам жить? Мои стратегии»).

ЛЕКЦИИ КУРСА

Тема №1

«Польская киношкола», «кино морального беспокойства» и другие течения

Послевоенный кинопроцесс в Польше, конечно, не ограничивается двумя вынесенными в название явлениями, но именно они определили лицо польского кинематографа и по сей день остаются своего рода точками отсчета. В лекции рассмотрены главные представители этих направлений и их фильмы, а также объясняется, на основе каких критериев их объединяют.

Тема № 2

«Чехословацкая новая волна»: художественные стратегии и главные темы

Существует мнение, что в 60-е годы чехословацкое кино было самым сильным в Европе. Можно спорить, но несомненно одно: в это десятилетие в Чехословакии произошел настоящий бум, появилось множество совершенно не похожих друг на друга, ярких режиссеров, самые важные и известные из них: Вера Хитилова, Иржи Менцель и Милош Форман.

Тема № 3

Иштван Сабо и Миклош Янчо – лидеры венгерского кино

Венгрия - страна, давшая миру не одного крупного кинематографиста (многие из них прославились за рубежом). Визитной карточкой венгерского кино, безусловно, остается Иштван Сабо, лауреат премии "Оскар" за картину "Мефисто". А наиболее национальный кинематографист, глубже и полнее других выразивший в оригинальной стилистике суть венгерского мироощущения - Миклош Янчо.

Тема № 4

Особенности эстетики югославского «черного фильма»

В советские годы югославское кино ассоциировалось, в первую очередь, с партизанскими фильмами и военными эпопеями. Произошедшее в 1960-е "югославское киночудо" у нас менее известно, а про "черную волну" стало возможно говорить лишь в "перестройку". На двух последних явлениях мы подробно останавливаемся в лекции.

Тема № 5

Поэзия и протест в кинематографе Болгарии и Румынии

Довоенная кинематографическая практика в Болгарии и Румынии была отрывочной, поэтому они несколько запаздывали по отношению к кино соседей. Тем не менее, в 1960-70-е годы в этих странах появился ряд ярких имен, вошедших в историю европейского кино: Пинтилие и Чулей в Румынии, Желязкова, Вылчанов и Христов в Болгарии.

Тема № 6

Феномен кинематографии ГДР

Кинематография ГДР формировалась на сложном пересечении традиций немецкого кино до 1933 года, деятельности художников-антифашистов и влияния эстетики соцреализма. В этой лекции особое внимание уделяется многогранному творчеству Конрада Вольфа, а также запрещенным "кроличьим фильмам" середины 1960-х.


НО ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ!
мы также предлагаем отдельную лекцию Дениса Вирена "Восточноевропейское кино после падения Берлинской стены"

ЛЕКЦИЯ "КИНО ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ"

Политическая трансформация рубежа 1980-90-х привела к коренным изменениям в системе кинопроизводства и - на некоторое время - упадку национальных кинематографий в Восточно-Центральной Европе. Тем не менее, уже во второй половине 90-х начали складываться «новые новые волны» в Чехии и Венгрии, в XXI веке румынское кино стало одним из важнейших на кинематографической карте мира, а Польша, Венгрия и Босния принесли своим странам премии "Оскар". В том, как происходит обновление тематики и языка, как молодые режиссеры ищут способы говорить о современности, будем разбираться на лекции.

Лектор - Денис Вирен.

info@mosartschool.ru

г. Москва, Малый Кисельный пер., д.4 корп.1 



+7 (495) 201-65-91